Наш логотип
Научно-производственный центр "Приоритет" Приоритет качества и профессионализма  -  Приоритет новых технологий  -  Приоритет Ваших интересов
Спрут* Советчик диспетчера* TPP*
Новости компании      как нас найти      Лицензии      Наши сертификаты      Задайте Ваш вопрос, и мы ответим!
О компании
Проектирование
Строительство и монтаж
Оборудование
Сервис
Примеры технических решений
Программный комплекс для энергетики
Системы управления
публикации

Контактная
информация

Адрес: 113035,
г. Москва,
ул. Садовническая, 15;

Многоканальный
телефон
: (495) 995-2733.

Факс:
(495) 995-2733 доб. 9

e-mail:

общий
prioritet@
priortelecom.ru
отдел
проектирования
project@priortelecom.ru
строительный
отдел
montage@priortelecom.ru
сервисный
центр
service@priortelecom.ru
научный
отдел
(программное
обеспечение
для энергосистем)
soft@priortelecom.ru
отдел
продаж
development@
priortelecom.ru
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 Adviser to grid-control engineer on clearing overloads 

(russian version)

A unified control system of the Russian national grid operation ensures a reliable and cost effective supply of high quality electricity to consumers across the country with the most effective utilization of the resources of the grid being the world largest power system with a centralized control.

The top control centre CDU together with regional ODUs and district RDUs develop long term (month, year), short term (day, week) plans for the national grid operation modes, provide operational control of the current modes and technological emergency modes.

The control engineer’s main objective is to prevent local emergency processes from developing into a system failure.

The control engineer on duty is to monitor the modes of operation for compliance with the plans and schedules, to get them adjusted to the changes in the conditions of the system operation, to guide the work on restoring power systems to a standard mode of operation in emergencies and to examine and make decisions on the requests for taking out of and putting into service the core equipment of power stations and power networks.

To assist control engineers in their performance of complex tasks on grid control various applications have been developed and are being developed for planning, operational control, simulation, on–line mode optimization. The line of these products has been extended to include advisers to grid-control engineers. These products use some means of artificial intelligence.

The grid-control engineer adviser (CEA) is a set of applications designed to provide a control-engineer with advice on actions in the circumstances which the particular adviser (CEA) has been developed for and within the time realistically required for the implementation of the advised solution (Spoon is good for dinner!).

The CEA functions are to be different for each level of control largely because the objects of their control are different and consequently the tasks are different. Furthermore it may be necessary to have several CEA applications at the same level of grid control (for instance, a CEA for maintaining economical mode, a CEA for optimizing trippings, a CEA for clearing overloads etc.)

NPZ "Prioritet" has developed a new set of applications "Adviser to Grid-Control Engineer on Clearing Overloads" (hereinafter CEA-OL). Its key objective is an automatic developing of "use-proven" advice on clearing overloads in the equipment of power system within a time length specified by the user without tripping the load.

The CEA-OL set of applications was developed in response to a request from the Mosenergo (Moscow power system) control centre and put into service in late 1990s. The customer‘s requirement was to receive a solution within 150 s.

While handling overload cases the control engineer can be guided by existing instructions or go by his own experience. However network configurations and operation modes can differ from those for which the instructions were meant or the experience acquired from.

Besides when an overload occurs a control engineer can refer to the achieve and use any previous mode as a basis for carrying out simulation process or try to apply the instructions that were recommended in the "achieve" mode for clearing an overload.

The probability that such actions will result in restoring a normal operation mode is low due to the disparity between the desired operation mode and network topology in question on the one hand and those taken as reference on the other.

The mode is defined by a dimension vector (2*N-1) – where N is the number of network nodes. To select a mode near the existing one so as to be able to go by the given recommendations means to determine the degree of proximity of two vectors with the given dimensions which is rather problematic particularly considering the change of the network topology.

The more powerful the equipment is the costlier is a mistake. Therefore it is of prime importance to have a fast operating system capable of testing prospective operations and, if necessary, producing an adequate "advice".

The soft-based Adviser to Grid-Control Engineer on Clearing Overloads (CEA-OL) works with a real power network using a logical unit, which makes it possible to work out variants of actions for clearing overloads, test them and sort out by the customer’s criteria within the time scale defined by the customer.

The automatic output of advice by a set of applications of CEA-OL type is based on a fast calculations made in the logical unit of the power system operation mode in the circumstances of some changes in power generation, load, topology of power network.

CEA-OL makes use of the power system description file in the format CDU (RR-file) and/or TM-ТS (telemetering - telesignalling) data processed by the mode actualization application.

CEA-OL uses standard programs for calculating a steady-state mode.

CEA-OL operation modes

There are various modes of working out required actions for clearing overloads.

  • automatic – when a special "EXPERT" application is initiated,
  • compound – when some actions are to be performed by the operational staff, while others are defined by "EXPERT",
  • manual when the search of actions for clearing overloads is the operational staff work.

When started, CEA-OL calculates the power system operation mode and the network is tested for existing overloads. The detection of overloads makes it possible for the "Expert" module to go active. Before it starts some changes may be introduced manually into the network topology and data (generation or load).

"EXPERT" module makes use of the following instruments while searching a solution to the overload clearing:

  • changing the generation of active power
  • switching branches, including from one system of bus-bars to the other.

"Expert" module settings

In the Setting window of the "Expert" module interface the following parameters are defined:

  • time frame for solution search,
  • search accuracy,
  • search instruments,
  • priorities of the instruments to be used,
  • setting of the generation change limits,
  • capability of involving some service programs, for instance for the calculation of the currents of three-phase short circuits and comparing them with the breaking power of circuit breakers, unloading programs when there is no solution etc.,
  • capability of sorting out solutions by the criteria defined by the user (by the number of actions for clearing unload, by the increase of the value of generation change, by the increase of excessive value of currents of three-phase short circuits beyond the limit).

The search of actions for clearing an overload is terminated if:

  • a solution is found, i.e. a string of actions bringing the overload down below the defined value (the field Accuracy in the Setting window of "Expert");
  • no solution – i.e. only improving solutions can be found - actions reducing the overload (the actions, carrying the overload over onto other power system equipment, are discarded);
  • search time has expired although a solution to the problem can be either found, not found, or an improving solution can be found

The variant of the "Expert" module not finding a solution should not be surprising. It is easy to envision a network branch with a load exceeding the capacity of the feeding power line.

The obtained solutions can be looked through in the solution window and then there are two options: accept one of them or reject all. In the event of the latter changes of the settings are effected in the Setting window and the "Expert" module restarted.

When there are improving solutions (which means that no solution has been found within the defined time scale), they may also be examined and one of them may be accepted and the "Expert", module restarted after the settings have been changed, if necessary. In such cases solutions for removing overloads may involve a long string of actions.

When there is a multiple of overload cases the process starts with the partition of all overloaded branches into independent groups.

The "Expert" module is applied separately to each group. The solution to the problem is the superposition of solutions for each group.

Application of CEA-OL for examining requests about putting the equipment out of service for repair purposes

When examining requests for putting the equipment out of service for repair there is no time limitation for finding solutions. Therefore the best solution out of the multiple ones offered can be selected to meet the criteria of the operation mode quality, chosen by the user (reliability, the lowest losses etc.)

Furthermore there are ordinary several requests related to various equipment switchover or tripping. If each request is examined separately it may cause a situation when the changes in the network needed for meeting one request can be at variance with the conditions for another request. These requests should be allowed at different time.

Applying CEA-OL makes it possible to examine opportunities for meeting several requests at the same time period and to get solutions excluding possible collisions with all the restrictions observed. The solutions can be sorted out by the criteria specified by the customer.

CEA-OL interoperation with the grid-control system

CEA-OL is easy to integrate into the existing grid control system.

SD.dll dynamic library provides functions for the operational staff (client) to interact with the expert system. Furthermore the CEA-OL set includes SDTest.exe test application for self testing. The client application should interoperate with the supplied library.


Figure 1. A simplified diagram of the grid-control system interoperation with CEA-OL

The Client application downloads the library, gets all the required data ready and after that calls the library’s function for solution search transferring to it the prepared data and parameters managing solution search. In the library the function checks the received data and then initializes the start of the expert system. The time frame as well as the methods of search are specified by the Client application through the parameters mentioned above. After the expiry of the time length defined for the search the expert systems terminates its work.

Its work results can include the following:

  • advice for clearing the overload
  • advice for reducing the overload
  • no solution

The produced solutions are stored and sent to the client application. After that the expert system gets deintialized and the function terminates its work.

In the event no solutions can be found there is an instrument allowing the tripping of the minimum possible load bringing the overload down to the tolerable level.

In 2008 CEA-OL interoperating with SK-3000 complex was installed the Moscow regional network control centre under the name СPPROP (CD) (Support System for Making Decisions by Operational Staff).

Conclusion: The soft-based CEA-OL set can significantly facilitate the work of both grid control engineers and the staff handling requests for taking the equipment out of service for repairs, for maintaining the grid in the mode of the highest availability and, most important, for excluding a chance of staff unintentional actions damaging the power system. It allows the operational staff to make calculations-based decisions on removing overloads and to conduct simulation of the system operation when investigating the reasons for the occurrence of undesired modes of operation.

Online demo

Demo version

28 July 2009 Adviser to grid-control engineer on clearing overloads 7.0.3 (russian version)

О Компании | Новости | Как нас найти | Лицензии | Сертификаты | Вопросы? | Проектирование | Строительство и монтаж | Оборудование | Сервис | Примеры технических решений | Программный комплекс для энергетики: Советчик диспетчера, TPP, PPT02, Спрут | Системы управления.

Локальные вычислительные сети: аппаратура, программное обеспечение | Структурированные сети: LANConnect 200, ISCS GigaPath, кабельные системы XE | Радиосистемы и системы беспроводного доступа | АТС: Coral, Definity, Hicom | Системы передачи

Copyright © 1999-2017

Наш логотип
Научно-производственный центр "Приоритет" Приоритет качества и профессионализма  -  Приоритет новых технологий  -  Приоритет Ваших интересов
Спрут* Советчик диспетчера* TPP*
Новости компании      как нас найти      Лицензии      Наши сертификаты      Задайте Ваш вопрос, и мы ответим!
О компании
Проектирование
Строительство и монтаж
Оборудование
Сервис
Примеры технических решений
Программный комплекс для энергетики
Системы управления
публикации

Контактная
информация

Адрес: 113035,
г. Москва,
ул. Садовническая, 15;

Многоканальный
телефон
: (495) 995-2733.

Факс:
(495) 995-2733 доб. 9

e-mail:

общий
prioritet@
priortelecom.ru
отдел
проектирования
project@priortelecom.ru
строительный
отдел
montage@priortelecom.ru
сервисный
центр
service@priortelecom.ru
научный
отдел
(программное
обеспечение
для энергосистем)
soft@priortelecom.ru
отдел
продаж
development@
priortelecom.ru
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 Советчик диспетчера по ликвидации перегрузок в энергосистеме 

(english version)

Единое оперативно-диспетчерское управление ЕЭС России обеспечивает надёжное, экономичное и качественное электроснабжение потребителей страны при наиболее эффективном использовании энергоресурсов. ЕЭС России – крупнейшее в мире централизованно управляемое энергетическое объединение.

Являясь высшим органом оперативно-диспетчерского управления, ЦДУ, совместно с ОДУ и диспетчерскими службами РДУ, обеспечивает в рамках ЕЭС России долгосрочное планирование режимов (на месяц, год), краткосрочное планирование режимов (на сутки, неделю), оперативное управление текущими режимами, и аварийными режимами по ходу технологических процессов.

Главная задача диспетчера – не допустить, чтобы локальные аварийные процессы переросли в системные аварии.

Дежурные диспетчера следят за соблюдением режима и соответствием его заданным планам-графикам и осуществляют их оперативную корректировку при изменении условий работы энергосистем, руководят также работой по восстановлению нормального режима энергосистем при авариях и принимают решения о приёме заявок на вывод из работы, включение в работу основного оборудования электростанций и электрических сетей.

Для обеспечения выполнения диспетчерами сложных задач управления энергосистемой созданы и разрабатываются прикладные программы для планирования, оперативного управления, моделирования, оптимизации в режиме реального времени, а также советчики диспетчера с использованием средств искусственного интеллекта.

Советчик диспетчера - программный комплекс, который должен обеспечить диспетчера советом по действиям в ситуациях, для разрешения которых он (СД) был создан, за время, определяемое возможностью реализации совета (хороша ложка к обеду!).

Функции Советчиков диспетчера должны различаться для каждой диспетчерской службы - РДУ, ЦДУ, ОДУ и других диспетчерских служб, по крайней мере, из-за различных объектов управления и, соответственно, задач управления. Более того, может оказаться необходимым иметь несколько Советчиков диспетчера в одной диспетчерской службе (например, Советчик по экономичному ведению режима, Советчик по оптимальным переключениям, Советчик диспетчера по ликвидации перегрузок и др.)

НПЦ "Приоритет" разработал программный комплекс "Советчик Диспетчера по ликвидации перегрузок" (далее ПК-СД), основной задачей которого является автоматическая выработка проверенных советов по ликвидации перегрузок в оборудовании энергосистемы за определённое пользователем время без отключения нагрузок.

Комплекс программ ПК-СД был создан по инициативе ЦДП ОАО Мосэнерго, и поставлен в Диспетчерскую службу и в службу Режимов в конце 90-х годов. При постановке задачи создания ПК-СД требовалось, чтобы время получения совета не превышало 150 секунд.

При ликвидации перегрузок дежурный диспетчер может воспользоваться готовыми инструкциями или будет действовать согласно своему опыту. Режимы и схема сети в каждом конкретном случае могут отличаться от тех режимов и схем, для которых вырабатывались инструкции, или на которых обосновывался опыт.

При возникновении режимов с перегрузками диспетчер мог взять из архива любой "прошлый" режим в качестве основы для моделирования и попробовать использовать инструкции, которые были рекомендованы в "архивном" режиме для снятия перегрузки.

Вероятность того, что в результате подобных действий будет восстановлен нормальный режим, мала из-за отличия существующего режима и топологии сети от выбранных для сравнения.

Режим определяется вектором размерности (2*N-1) – где N - число узлов сети. Выбрать режим, близкий к существовавшему, чтобы использовать имеющиеся рекомендации, означает определить степень близости двух векторов с указанной размерностью, что довольно проблематично, особенно, если учесть изменение топологии сети.

Чем мощнее оборудование, тем дороже стоимость ошибки, и поэтому важно иметь быстродействующую систему, способную проверять предполагаемые действия и, при необходимости, дать адекватный "совет".

Программный комплекс "Советчик Диспетчера по ликвидации перегрузок" (ПК-СД) работает с актуальной схемой, используя логический блок. Это позволяет за заданное пользователем время выработать варианты действий по ликвидации перегрузок, проверить их и отсортировать по критериям потребителя.

Автоматическая выработка советов программным комплексом типа ПК-СД основана на быстром расчёте режима энергосистемы при изменениях генерации, нагрузки и топологии электрической сети, вырабатываемых логическим блоком.

ПК-СД использует файл описания энергосистемы в формате ЦДУ (RR-файл) и/или данные ТИ-ТС, обработанные программой актуализации режима.

ПК-СД использует общепринятые программы расчёта установившегося режима.

Режимы работы ПК-СД

Возможны различные варианты выработки необходимых действий по ликвидации перегрузок:

  • автоматический – когда запускается специальная программа "ЭКСПЕРТ",
  • комбинированный – когда часть действий производится пользователем, а другую определяет "ЭКСПЕРТ",
  • ручной поиск – когда поиск действий по ликвидации перегрузок производится пользователем.

При запуске ПК-СД рассчитывается режим энергосистемы и проверяется наличие перегрузок. Если перегрузки имеются, то становится активной возможность подключения модуля "Эксперт" для поиска действий по ликвидации найденных перегрузок. До его запуска возможны внесения изменений в топологию схемы и в данные (например, изменение генерации или нагрузки и т.д.) вручную.

Модуль "ЭКСПЕРТ" использует следующие инструменты для решения задачи - поиска возможности ликвидации перегрузки:

  • изменение генерации активной мощности;
  • коммутацию ветвей, включая перефиксацию;

Настройка модуля "Эксперт"

В окне "Настройка" интерфейса модуля "Эксперт" задаются:

  • время поиска решения,
  • точность поиска,
  • инструменты поиска,
  • приоритет используемых инструментов,
  • настройки пределов изменения генерации,
  • возможность подключения некоторых сервисных программ, например, расчёт токов трёхфазных коротких замыканий и сопоставление их с разрывной способностью выключателей, программы разгрузки при отсутствии решений и т.д.
  • возможность включения сортировки решений по критериям, заданным пользователем (по количеству действий, снимающих перегрузку, по возрастанию величины изменения генерации, по возрастанию превышения допустимой величины трёхфазного ТКЗ);

Поиск действий, снимающих перегрузку, прекращается если:

  • найдено решение задачи - т.е. перечень действий, при выполнении которых перегрузка снижается ниже заданной (поле "Точность" в настройках "Эксперт"-а),
  • нет решений - т.е. могут быть найдены только улучшающие решения - действия, уменьшающие перегрузки (при этом отбрасываются действия, переносящие перегрузки на другое оборудование энергосистемы),
  • истекло время для поиска. При этом решение задачи может быть найдено, не найдено, или найдены улучшающие решения;

Вариант, когда модуль "Эксперт" не находит решения, не должен удивлять. Легко представить себе консоль с нагрузкой, превышающей пропускную способность питающей ЛЭП.

Найденные решения можно просматривать в окне решений и либо принять одно из них, либо отказаться от всех и перейти в окно настройки, изменить параметры настройки и снова запустить модуль "Эксперт".

Если имеются улучшающие решения (это означает, что решений за заданное время не найдено), то их можно тоже просмотреть, принять одно из них и снова запустить модуль "Эксперт", предварительно изменив параметры настройки, если это требуется. В таких случаях могут быть найдены решения с большим количеством действий, необходимых для снятия перегрузок.

При большом количестве перегрузок сначала происходит разбиение всех перегруженных ветвей на взаимо-независимые группы.

Модуль "Эксперт" применяется к каждой группе при отключённых ветвях других групп. Решением всей задачи является суперпозиция решений для каждой группы.

Использование ПК-СД при рассмотрении заявок на вывод оборудования в ремонт

При рассмотрении заявок на вывод оборудования в ремонт нет ограничений по времени поиска решений и, поэтому, можно из множества предлагаемых решений выбрать решение, обеспечивающее выполнение выбираемых пользователем критериев качества режима (например, надежности, минимума потерь и т.п.).

Кроме этого обычно есть несколько заявок, связанных с переключениями или отключением различного оборудования. Если рассматривать каждую заявку отдельно, то возможна ситуация, когда изменения в схеме, связанные с выполнением одной заявки, могут противоречить выполнению другой. Такие заявки необходимо разносить по времени.

С помощью ПК-СД можно рассматривать варианты с выполнением нескольких заявок и получать советы, в которых снимаются возможные противоречия и выполняются все требуемые ограничения. Советы могут быть отсортированы по заданным критериям, определенными пользователем.

Взаимодействие ПК-СД с системой диспетчерского управления

ПК-СД легко встраивается в существующую систему диспетчерского управления.

Динамическая библиотека SD.dll предоставляет функции для взаимодействия оперативного персонала (клиента) с экспертной системой, и самой экспертной системой. Также в состав комплекса включено тестовое приложение SDTest.exe для проверки и тестирования работоспособности комплекса. С поставляемой библиотекой должно взаимодействовать клиентское приложение.


Рис. 1 Упрощённая схема взаимодействия диспетчерского управления с ПК-СД

Клиентское приложение загружает библиотеку, подготавливает все необходимые данные, после чего вызывает функцию поиска решений библиотеки, передавая ей подготовленные данные и параметры, управляющие поиском решений. В библиотеке функция проверяет поступившие данные, после чего инициализирует и запускает экспертную систему. Время работы, а также методы поиска, задаются клиентским приложением через параметры, упомянутые выше. По истечении времени, отведённого на поиск, экспертная система завершает свою работу.

Результатом её работы могут быть:

  • советы, снимающие перегрузку
  • советы, уменьшающие перегрузку
  • отсутствие решений

Найденные решения сохраняются и передаются клиентскому приложению, после чего экспертная система деинициализируется и функция завершает свою работу.

В случае, когда решения не могут быть найдены, имеется инструмент, позволяющий отключить минимально возможную нагрузку, позволяющий снизить перегрузку до допустимого уровня.

Взаимодействие ПК-СД с комплексом СК-3000 было осуществлено в Московском РДУ. В 2008 году ПК-СД был внедрён в Московском РДУ под именем СППРОП (СД) – Система Поддержки Принятия Решений Оперативным Персоналом.

Вывод: программный комплекс ПК-СД может существенно облегчить работу как дежурных диспетчеров, так и персонала, рассматривающего заявки на вывод оборудования в ремонт, по поддержанию энергосистемы в режиме наивысшей готовности и, что самое главное, исключить возможность совершения персоналом неумышленных действий, наносящих ущерб энергосистеме. Он позволяет оперативному персоналу принимать обоснованные расчётом решения по ликвидации перегрузок и моделировать работу системы при расследовании возникновения нежелательных режимов её работы.

Онлайн-демонстрация

Советчик диспетчера как инструмент для определения надёжности энергосистемы по критерию N-1.

Подробнее о ценах.

Демо-версия

28 июля 2009 г. Советчик диспетчера 7.0.3

О Компании | Новости | Как нас найти | Лицензии | Сертификаты | Вопросы? | Проектирование | Строительство и монтаж | Оборудование | Сервис | Примеры технических решений | Программный комплекс для энергетики: Советчик диспетчера, TPP, PPT02, Спрут | Системы управления.

Локальные вычислительные сети: аппаратура, программное обеспечение | Структурированные сети: LANConnect 200, ISCS GigaPath, кабельные системы XE | Радиосистемы и системы беспроводного доступа | АТС: Coral, Definity, Hicom | Системы передачи

Copyright © 1999-2017